Отчеты

Туюк-Су (Тянь-Шань)

Восхождение на Монблан, октябрь 2012
20.10.2012 - 28.10.2012

Отчет c восхождения на Монблан с Уральским высокогорным клубом в октябре 2012 года от Павла Ивановского.

КУЗЮКИ НА МОНБЛАНЩИНЕ

25 октября по старому стилю 95 лет назад свершилась Великая Октябрьская…, а по новому стилю в этот день в этом году пятеро златоустовцев ступили на вершину Монблана — высочайшей горы Западной Европы. Как это происходило — в нашем фоторепортаже

Все, кто чтит Кодекс горовосходителей, знают, что к любому восхождению нужно готовиться всерьез и заранее. Если вы думаете, что Монблан — это простая куча камней и снега, то ошибаетесь. Ежегодно здесь погибают десятки альпинистов, попавших в лавины, ледовые обвалы, камнепады или сорвавшихся в зияющие бездны ледников. Погода здесь меняется, как настроение взбалмошной девицы.
Короче говоря, надо быть готовым ко всему и уметь не только владеть ледорубом, жумаром, спусковой рогаткой и ходить по крутым скалам и льду в кошках в связке, но и быть в отличной спортивной форме.
Нагнали жути? Тогда вперед и вверх — вместе с командой Уральского высокогорного клуба «Горец». К старту в состав экспедиции вошли 18 человек из разных уголков России. Златоуст представляли Александр и Галина Коношенко, Анатолий Балакин, Алла и Павел Ивановские.
Чтобы добраться до Французских Альп, летим из Екатеринбурга в Женеву через Хельсинки. Вылетели в 6:50 утра по местному, уральскому, времени. В Хельсинки прилетели в… семь утра — по местному, финскому. Чудеса: перелет занял десять минут, хотя в воздухе были около четырех часов. Разными авиарейсами и авиакомпаниями, кто из Москвы, кто из Екатеринбурга, мы добрались до Женевы. И из Швейцарии на автомобиле отправились в цитадель мирового альпинизма — Шамони.

Шамони

На границе с Францией на нас даже никто не посмотрел, и мы помчались навстречу своей альпийской мечте. Побывать в Шамони и взойти на Монблан — это для любого альпиниста все равно что совершить крестный ход или благочестивый хадж. Ведь само слово «альпинизм» — производное от названия горной системы — Альпы, где и зародилось это увлечение. Для Швейцарии это национальный вид спорта. Многие жители Австрии, Франции и Италии отдают все свое свободное время альпинизму.
Очень подробно о первом восхождении на Монблан 8 августа 1786 года шамоньярами Жаком Бальма и Мишелем Паккаром я писал на страницах городской газеты ровно четыре года назад, когда впервые поднялся на эту вершину, поэтому не буду повторяться (см. Отчет с восхождения на Монблан в октябре 2007 года).

Итак, мы в Савое — долине реки Арв, принадлежавшей в разные эпохи то Италии, то Сардинии, то Испании, пока наконец жители долины, шамониары, не пожелали в 1792 году войти в состав Французской Республики.
Из промозглой осени мы попали в лето. Заснеженные пики вершин высоко над Шамони заставляли щурить глаза. Все преимущественно старинные здания городка утопали в живых цветах, рассаженных в клумбах, расставленных на подоконниках и подвешенных во всевозможных горшочках. Любоваться всей этой красотой и проглатывать слюнки в магазинчиках с горнолыжным и альпинистским снаряжением приходилось на бегу. Нам надо было закупить в магазинах еду на восхождение и приобрести кое-что из снаряжения. Не преминули продегустировать знаменитые савойские сыры и колбасы с французскими сухими винами.

Шамони

Но мы тут не за этим. Точнее, не только за этим. А посему наш первый акклиматизационный выезд на высоту — уже на следующее утро. Поездка на пик Эгюий дю Миди на самой большой в Европе подвесной канатной дороге на высоту 3842 метра. В считанные минуты, с одной пересадкой, мы поднимаемся на два с половиной километра по вертикали. Это амбициозная инженерно-техническая громадина с прорубленным лифтом в скале, рестораном и кафе, музеем альпинизма и множеством смотровых террас и панорамных витрин в скальном монолите.

Самая высокогорная канатная дорога в мире

Вокруг нас — величественная панорама культовых альпийских вершин, которые пройдены сложнейшими маршрутами, в том числе и нашими соотечественниками. Кстати, в 1913 году в январе некто господин Гавронский из России вместе с гидом взобрался на Монблан. Последние пару лет россияне любят справлять Новый год на самой макушке Западной Европы. Какой же русский не любит экстрима?!
У Юрия Визбора есть новелла «Завтрак с видом на Эльбрус», по которой был снят художественный фильм с Игорем Костолевским в главной роли. У нас же вышел не менее романтичный и самый что ни на есть реалистичный полдник — с видом на Монблан. Отсюда хорошо был виден наш предстоящий подъем на вершину по классике через так называемый пик Полдника…
Теперь нам предстояло пять дней изнурительной альпинистской жизни с вставанием ни свет ни заря, перетаскиванием тяжелых рюкзаков, борьбой с ослепительным солнцем и жгучим холодом и остальным джентльменским набором тягот и лишений восходительской жизни.
Покидаем уютные шале, у подножия горы Де ля Кот между двумя ледниками — Боссон и Таконназ, и отправляемся в Лез Уш. Оттуда наш путь пешком до самой вершины.
В первый день идем по лесу через деревушку, затем по альпийским лугам и по узкоколейке для горного трамвайчика, который прекращает катать народ уже в сентябре. Стартовый вес рюкзаков дает о себе знать, но такая нагрузка — лучший способ акклиматизации. Еще недавно под ногами шелестели громадные кленовые листья, а вот теперь приходится запинаться о шпалы и гальку. Небо хмурится свинцовыми облаками. Еще накануне дома мы с замиранием сердца смотрели прогноз погоды в Шамони. По нашему графику погода начнет ломаться в худшую сторону как раз в день восхождения. Только бы проскочить! Не хватало еще отступить в шаге от вершины. Не зря ведь мы приперлись сюда с Урала.

Подъем по узкоколейке

Повеяло холодным ветром с ледника. Мы у приюта «Орлиное гнездо». Надо отметить, что приюты в Альпах — это архитектурные шедевры в плане своей функциональности. Это касается всего: спальных мест, кухни и столовой, шкафчиков для хранения снаряжения, туалета и наличия тапочек любого размера. В каждом приюте имеется так называемая тревожная кнопка с вызовом спасателей, которые не прибегут, а прилетят на выручку через 10—15 минут. А еще есть подробная информация о вложенных миллионах евро на строительство того или иного приюта. Думаю, что подобные приюты, только поскромнее, могли бы появиться и на нашем Таганае.
Второй день идем уже по зализанным скалам и ледниковым моренам. Перед смамым приютом «Тет Русс» выходим на снег. Дневной переход прошли резво, часов за пять. Есть время подогнать снаряжение и отработать подъем и спуск по веревке на небольших скалках на фоне завтрашнего подъема. Крутизна склона внушительна. Перепад высоты — каких-то семьсот метров, но из-за крутизны скального гребня, опасного сходом лавин и камнепадами, в кулуарах проходить его нам предстояло очень долго. Порядка восьми часов продолжался подъем на пик Полдника к приюту «Дом дю Гутэ». Здесь вам не тут. Не забалуешь. Приют как будто свисает своим балконом в пропасть. Чтобы добыть воду, приходится топить снег. Емкостей не хватает, да к тому же забыли один термос в «Тет Руссе». Выручает сплоченная компания.

Вид с приюта Дом дю Гютэ

Забываемся в коротком сне. В два часа ночи подъем. Надеваем все теплое, кошки, каски, обвязки. Связываемся веревкой и в четыре утра уходим в сторону вершины.
Наш коллективный опыт — от никакого до мастеров спорта по альпинизму и туризму. Поэтому равнение на новичков. Идем не спеша, походкой «пьяных викингов», потихоньку просыпаемся, прислушиваемся к себе. Внизу, почти под ногами, светится ночной Шамони. А мы все устремляемся вверх. Ничего не видно, но подъем ощущается всем нутром. Налобные фонари выхватывают из темноты впереди идущего.

Только когда мы подошли к хижине Валло, рассвело окончательно. Ниже нас — облака, а вверху — снежно-ледовый гребень. За ним еще один, и еще… Но большинство этого еще не знают и принимают каждый новый взлет за вершину.
Длинной вереницей в 18 человек, повязанные одной веревкой, идем к цели. Над нами кружит спасательный вертолет, пилоты приветственно машут нам руками. Мы приветствуем их. Кажется, винты машины вот-вот коснутся снежного гребня слева от нас. Но опытные пилоты мастерски увиливают в сторону прямо перед нашими головами.
Последние шаги, и ровно в полдень мы оказались на вершине. Чувства переполняли каждого из нас. Мы смогли, преодолев все свои слабости, взобраться на самую макушку Европы. Своим восхождением мы установили несколько рекордов.

Группа на вершине Монблана

Кузюки на Монблане (флаг Златоуста на вершине)

Это было самое массовое восхождение Уральского высокогорного клуба, когда взошли все сто процентов восходителей, из них сразу пять представителей города крылатого коня. А наши Алла Ивановская и Галина Коношенко к тому же стали первыми женщинами Златоуста, взошедшими на Монблан. Ну и мы, все остальные, были тоже молодцы.
Гора дала нам шанс, и мы им воспользовались. Можно сказать, запрыгнули на подножку уходящего поезда, так как погода стремительно начала портиться.
Внизу на спуске мы уже пробирались сквозь снежное облако, а еще ниже из него нас не по-детски полило дождем.
Еще через сутки Шамони запорошило снегом. От лета остались лишь воспоминания, море цветов и яблоки на деревьях.
Так была вписана еще одна славная страница в 55-летнюю историю златоустовского альпинизма. Жумары-то нам так и не понадобились! Хотя тренировки на Уржумском карьере и скалах Мышляя не прошли даром. Ну и наконец-то сбылось обещанное жене свадебное путешествие на Монблан. Правда, спустя 18 лет.
Павел Ивановский

Копия публикации автора в газете "Златоустовский рабочий" в формате PDF

Подробную информацию о планируемых УВК сборах и восхождениях на текущий год всегда можно найти в разделе Планы.