Преобладающие высоты платообразных вершин Хибин от 900 до 1100 м, крутые склоны которых покрыты ледниками и снежниками. Сквозной долиной меридионального направления Куниок - Кукисиок - Б.Белая массив делится на Западные (Малые) и Восточные (Большие) Хибины. Восточный борт этой долины, состоящий из плато Лявочорр, Рисчорр, Кукисвумчорр, Юкспор, Расвумчорр, Айкуайвентчорр является главным водоразделом Хибин, от которого ответвляются остальные водоразделы, ограничивающие основные долины: Вуоннемиок, Тульок, Каскаснюйок, Майвальтиок, Кальиок на востоке и М.Белая, Гольцовка - на западе.В верховьях долины заканчиваются одним или системой цирков, которые вместе с многочисленными карами являются наиболее характерными, определяющими облик Хибинских гор формами рельефа. Ещё одной особенностью Хибин являются ущелья - трещины с отвесными стенками, достигающие 60-70 м в ширину и нескольких десятков метров в глубину.Склоны выровнены, практически лишены острых ребер и выступов, что является последствием рельефообразующих процессов в ледниковый период.
Большая часть территории Хибин относится к районам со значительной лавинной опасностью. В то же время Хибины — наиболее изученный в лавинном отношении район.Очаги снежных лавин занимают около 15% площади Хибин и около 25% площади склонов. Большинство лавин сходит со склонов крутизной 30-45°, но многие — со склонов крутизной 20-30°. Именно по этим причинам первая лавинная служба России (СССР) была основана в этом районе.
В последние годы район активно осваивается альпинистами, существуют маршруты от 1Б до 5Б категории сложности.
В отличие от других горных районов , Хибины — первый альпинистский район в России, расположенный за Полярным кругом. Отсюда ряд особенностей восхождений.
Преимущество Хибин — возможность восхождения с "колес": вдоль западного края Хибин проходит Октябрьская железная дорога, поезда останавливаются на станциях апатиты, Хибины, Нефелиновые пески, Имандра. С юга вдоль массива идет автодорога Апатиты-Кировск. подход к большинству маршрутов занимают около двух часов. Здесь нет необходимости в дополнительной акклиматизации, зато субъективное ощущение высоты на хибинских плато соответствует, с учетом полярного дефицита кислорода, 3000 — 3200 метрам высоты на Кавказе. Имеется возможность проводить подготовку на комбинированных маршрутах, их категории трудности соответствуют требованиям, необходимым для выполнения нормативов вплоть до 1 разряда. В снежные года некоторые маршруты технически облегчаются из-за большой заснеженности скал и наличия ветровой изморози на крутых скользких участках, что позволяет проходить стены, аккуратно используя распределение веса на трех точках и без рывков.
Наиболее популярны для зимних восхождений склоны массивов Тахтарвумчорр и Вудъяврчорр, расположенные всего в нескольких километрах от города Кировск. Остальные массивы требуют подходов через перевалы и организации базового лагеря.
Камнеопасность не высокая, почти всегда есть полки для ночевки. Спуски, как правило, просты и разнообразны. Однако тем, кто неуверенно ориентируется в Хибинах, туман лучше переждать. Пригодится компас или GPS.
Экипировка зимой примерно такая же, как для восхождения на высоты 6000 — 7000 метров в более южных широтах.